• 624203, Свердловская область, город Лесной, улица Дзержинского, 1А
  • (34342) 4-01-03
  • ПН-ПТ: 08.00-18.00; СБ: 08.00-14.00

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Нормативно-правовая база: 

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Письмо Минпросвещения РФ “О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся”

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №689-Д от 20.07.2021 Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

      1. Читательская грамотность
      2. Математическая грамотность
      3. Финансовая грамотность
      4. Естественнонаучная грамотность
      5. Банк заданий для начальной школы

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

Полезные ресурсы:

  1. Функциональная грамотность школьников. Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
  2. Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся. Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Ссылка:http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
  3. Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
  4. Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127
  5. Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Адресные рекомендации по итогам мониторинга функциональной грамотности обучающихся

План мероприятий МБОУ СОШ №64 «Формирование функциональной грамотности среди обучающихся» в 2021-2022 учебном году

Отчет по итогам организации и проведения региональных диагностических комплексных работ 

Письмо министерства образования  и молодежной политики Свердловской области о региональном мониторинге функциональной грамотности (приложение)