Третий день стажировки в рамках проекта «Школа Росатома»
Три – магическое число во всех науках. Образ абсолютного совершенства. Три сферы вселенной, три социальные функции, три высшие ценности, три указателя мира: земля, вода и воздух, пространство трехмерно. Три…
Что касается проекта «Школа Росатома», то у тебя есть только три дня на то, чтобы погрузиться в проблему, смоделировать свой маршрут, апробировать его, выявить дефициты и минимизировать их, скорректировать свой путь и оценить себя. Много это или мало?
Третий день стажировки открылся с утреннего удивления от учеников 10 атом класса. Бодрый спортивный танец девушек не оставил равнодушными стажеров. И они уже вместе с ребятами активно двигаются, улыбаются…
Сама программа началась с рефлексии после просмотра спектакля театра – студии «Арлекин» «Маленькое солнце» по повести Юрия Воищева «Я жду отца». Вечером второго дня никто из стажеров не говорил. Все молчали: настолько душевно и духовно спектакль потряс их и зрителей в зале! Поэтому третий день начали с отзывов: «Я долго вглядывалась в лица актеров, пыталась понять, кто играет: дети или взрослые? Так пронзительно, проникновенно…»; «Катарсис…удивительное очищение, и в это время невозможно говорить…Ребята не играли, они проживали происходящее…»; «Когда на финале спектакля актеры вышли на поклон, я поразилась, что они плакали…»; «Удивительная игра актеров, и в этом заслуга руководителя студии «Арлекин»…».
После небольшой организационной подготовки стажеры осуществляли пробу в открытой образовательной среде школы №64: учебное занятие в 3 классе от стажеров г. Новоуральска; классный час «Битва умов» в 6 классе; мастер – класс для педагогов школы 64 «Моделирование школы индивидуализации» от стажеров г. Лесного; родительское собрание на тему «Ваш ребенок учится по ИОМ» от стажеров из городов: Десногорск, Заречный Свердловской области, Зеленогорск. Экспертами на пробах были дети, родители, педагоги; победитель конкурса проекта «Школа Росатома» из сетевой школы- (лицея) Наталья Маковеева.
Из дневников стажеров: «Стажерская проба – это не просто проба собственного замысла, воспроизведение идеи. Это проба быть рядом с детьми, а не над ними. И самое сложное после этого – оценить себя в этой деятельности. Важно оценить не то, что ты сделал, а то, как это отобразилось в тебе. Есть ли изменения?»; «Старались придерживаться принципа индивидуализации. Не везде, но было»; «Данная проба, на мой взгляд, прошла не совсем успешно. Вернувшись к проектированию пробы, я бы выбрала для себя работу в паре, а не в группе».
Далее в программе был обозначен мастер- класс от педагога школы 64 по дебатам. Накануне третьего дня стажер из Новоуральска, Эвелина Александровна Калинина, во время выбора группы для разработки и проведения стажерской пробы обозначила, что у нее есть желание провести пробу самостоятельно, чтобы старшеклассники и стажеры помогли ей в ответе на вопрос: «Как помочь разным детям на смене в 21 день в образовательной центре «Таватуй» простроить индивидуальный маршрут»? Многие стажеры и старшеклассники атом класса поддержали инициативу Эвелины Александровны. Поэтому пятой стажерской пробой стала работа взрослых и детей в смешанных группах по проектированию свободно-организованного пространства на образовательной смене в ОЦ «Таватуй». Модели презентовались. Экспертами во время работы выступали корреспонденты канала «Атом ТВ» города Лесного. Пока велась съемка юные телевизионщики наблюдали за работой команд: «Услышат ли стажеры запросы детей?»
Во время презентации моделей задавалось много вопросов и от самих стажеров , и от старшеклассников. На рефлексии пробы дали слово корреспондентам канала «Атом ТВ». Как оказалось: не у всех взрослых в командах удалось удержать тьюторскую позицию.
Заключительным событием на программе стал семинар «Моделирование школы индивидуализации» от эксперта. Как пояснила Ирина Зырянова, он необходим для «сборки смыслов». Доработка модели школы индивидуализации – своеобразное оценочное событие для эксперта на возможность посмотреть, что приросло у команды стажеров и у каждого участника программы за три дня. Во время данной работы стажеры вернулись к своим моделям и концептуально доработали их, а некоторые полностью изменили свой первоначальный вариант. Модели презентовались эксперту программы, администрации школы, старшеклассникам.
Последняя часовая часть программы была посвящена индивидуальной рефлексии стажеров. Каждый в своем темпе писал «Историю трех дней на стажировке». По окончании рефлексии участникам программы вручили сертификаты и подарки.
«Лучшие изменения те, которые происходят внутри тебя». Как пояснила Екатерина Кокорина, руководитель программы, ТРИ дня стажировки были проживанием моего маршрута: яркого, сложного, удивительного и трудного. Эти три дня стали признанием моих дефицитов в модерировании среды, удержании тайминга, задач…
Что оставил после себя третий день? Отзывы, модели, сценарии занятий, родительского собрания, добрые эмоции, добрые слова, которые надолго оставят след в профессиональной и личной жизни стажеров и педагогической команды школы и 64!