• 624203, Свердловская область, город Лесной, улица Дзержинского, 1А
  • (34342) 4-01-03
  • ПН-ПТ: 08.00-18.00; СБ: 08.00-14.00

СТАЖИРОВКА ПРОЕКТА “ШКОЛА РОСАТОМА” В ШКОЛЕ 64

Стажировка проекта “Школа Росатома” «Педагогическая молекулярная кухня»: проектирование и проведение образовательных событий, обеспечивающих формирование ценностной ориентаций школьников (на основе авторского конструктора Р.В. Селюкова)  проходила 06-08 мая 2024 года на базе МБОУ «СОШ № 64» городского округа «Город Лесной» Свердловской области. В стажировке приняли участие представители 14 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Саров, Сосновый Бор, Заречный Свердловской области, Новоуральск, Полярные Зори, Трехгорный, Заречный Пензенской области, Усолье-Сибирское, Зеленогорск, Димитровград, Глазов, Удомля, Волгодонск, Лесной.
Информационной площадкой стажировки стала группа социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/event224800233

 «Ничто не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда! Только лишь переходит из одного состояния в другое», – так сформулировал Альберт Эйнштейн свой закон сохранения энергии. Это фундаментальное утверждение, на мой взгляд, и закон сохранения энергии – ключ к пониманию того, как устроено образовательное событие и как на самом деле формируется ценностный стержень человека: если ничего не вкладывать в воспитательный процесс – ничего и не возникнет само по себе, если не стремиться действовать целенаправленно – все усилия пройдут мимо цели. Педагогическая провокация, которая проектируется целенаправленно  –  целенаправленно и действует. Хотим, чтобы ценности ребенок по-настоящему прожил – даем ребенку возможность прожить их самостоятельно, спровоцировав его на самостоятельное и инициативное действие.
Педагогическая провокация была основным инструментом и на стажировке педагогов.  Различные провокации подбрасывались ее участникам (сушефам), чтобы хотя бы чуть-чуть разорвать привычные шаблоны действий педагогов. Педагоги часто воспринимают процесс воспитания как своеобразную чистку (помните: «Я себя под Ленина чищу»?) Вот и ходят зачастую педагоги к детям с чистящими инструментами – педагогическими «пылесосами» (помните: «хомячок сначала очень боялся пылесоса, а потом ничего – втянулся»). Только вот дети, как правило, с помощью таких инструментов не втягиваются в проживание ценностей и в воспитательный процесс.
Мы начали общение с сушефами дистанционно еще до начала стажировки. Разбирали кейс «Трудный ребенок» – видео дня рождения о «дьяволёнке», который, по всей видимости, в своих глазах казался героем, потому что «месть» его направлена была на тех, кто «по шаблону» организует этот праздник, кто прописывает весь ход дня рождения и совершенно не подозревает, какие «страсти кипят на детской кухне», как хочется маленьким поварятам самостоятельно найти свое место под солнцем.
Разбирали кейс с педагогами, искали педагогические ходы в такой ситуации. В наших учительских «ходах» решения проблемного кейса повторялись привычные, но не сильно развивающие ребенка действия: «увести», «не привести», был еще ход – «пожалеть»… Интересно, как уже уважаемые шефы педагогической молекулярной кухни после стажировки смотрят на этот видеофрагмент?
СОБЫТИЕ – ЭТО НЕ ХОД ПО СЦЕНАРИЮ
Первый содержательный день стажировки  начался с образовательной «дегустации».
«Кулинарный хакатон: молекула – атом». Вот уж и правда, как на настоящей кухне: как решиться приготовить блюдо, если заранее неизвестно, получится ли его приготовить. А что если не получится!? А если получится, но будет невкусно!?
Так и наши стажеры пребывали в нерешительности, пробуя предложить что-либо в реализацию образовательного (воспитательного) формата. Тот самый «дьяволенок» из видеокейса вдруг возник в каждом из них. В своих пробах стажеры школы 64 отказались от привычного шаблона – «не привести ребенка на образовательный формат», если что-то в этом формате не так».  Но это означало, что нужно тогда тут же предлагать, как переделать его. Оказалось, что это очень сложно. Один из сушефов стажировки – Анастасия Шустрова (г. Сосновый Бор) – нащупала свой особый педагогический ход: деликатно, точно, мастерски. И уже за ее пробами следили все остальные стажеры и школьники, и потом сами пробовали действовать аналогично. Сделать так же удалось не всем, но самим себе признаться, что блюдо педагогической кухни получилось «невкусным»  – не решились. Вот такая химия с физикой, вот он закон сохранения энергии!
«Делами семья крепится»: дети учат тому, что не умеют взрослые. Разве не умеют взрослые рисовать тюльпаны? Нарисуют лучше любого ребенка! Да не тут-то было: таких живых тюльпанов с неровными основаниями, вертикальными и горизонтальными стеблями, листами, цвЕтом не получится ни у одного взрослого, потому что у взрослых есть шаблон, а у детей их нет. Ребенок всегда с замыслом, инициативой! Поэтому учимся у них! Нет, не рисовать тюльпаны, а разрывать шаблоны. Помните, в первый день стажировки на «Педагогической клоше» собирали из кусочков картину? Не все собрали, а кто-то по собранным фрагментам искал картину в интернете, чтобы ее дособирать… Да-да, вот она любимая привычка держаться за образцы. А если их нет? Не закончить начатое, потому что времени не хватило? Отложить на «потом», которого не будет никогда, и картина останется незавершенной? Открою секрет: картины были подобраны не шефом стажировки, а нейросетью на запрос «Достоинство». Если бы все картинки были собраны, то уверена: случился бы очередной разрыв шаблона. И это тоже ход в реализации деятельностных технологий ценностной ориентации школьников.
Вернемся к событию «Делами семья крепится». Как научить тому, что хорошо умеешь сам, другого человека без слов? Затруднение коммуникации в задании – ход для взрослых. Смогут ли найти такие инструменты, чтобы без слов научить тому, что умеют сами? Эта фабула оказалась сложной для некоторых мам, потому что принцип: «научи» реализовать не так-то просто без слов. Против фантазии ребенка не пойдешь, «не приструнишь», потому что в голове взрослого –  шаблон. А что с этим шаблоном делать? И тут, конечно, мастерство той самой высокой молекулярной кухни не только для педагогов, но и родителей. И снова разрыв, но уже для конкретного родителя. А дальше – вот она любимая рефлексия. Наверно, в нашем случае, индивидуальная. Вот он ответ на вопрос: «Какими делами семья крепится»?
«Ассамблея национальных игр». Национальные игры всегда были и остаются культурным кодом нашего многонационального государства, но, к сожалению, вытеснены футболом, баскетболом, восточными единоборствами и прочим. Но эти игры такие «вкусные»: «Тотыш уэны (ловишки)», «Йөгер-өгер (бей – беги)», «Крегли», «Ламта». Можно предложить сыграть в них вместе – сценарный ход;  а если допроектировать правила в затрудненной коммуникации и представить собравшимся, сыграть в ту, что наберет больше «выборов» – совсем не по сценарию, финал не просчитаешь заранее. У каждого свой эпилог: на этапах  проектирования или проб, рейтингования или рефлексии «узелок на память». Предположу, что не все сушефы этот формат сразу «собрали» у себя в голове, но сейчас, после трех дней профессионального куража, формат точно понимается каждым.
«Дорогами войны». Сценарно, содержательно подготовлено. В этом формате все является своеобразным» вызовом»: артефакты, письма, карты, пластинки, коды, видеофрагменты. Все увлекает и ребенка, и взрослого. «Мощно, масштабно, глубоко», – отзываются сушефы.
А что оживило бы это мероприятие? Что стало бы стимулом для появления «ростка из зерна», так мастерски брошенного в «землю»? Дать самим школьникам завершить сюжетно-композиционную идею! Смело – дать! Придумать такую задачку, чтобы сами школьники солировали! Такую, чтобы в ее формулировке не было: «найди», «опубликуй», «сделай». И здесь тоже разрыв шаблона, разрыв педагогической идентичности для наших стажеров. На пробе – не рискнули отдать инициативу детям (а надо бы это делать, если мы про самостоятельность, инициативу и ответственность). Возможно, тот самый нужный педагогический ход передачи инициативы детям – в организации коллективной рефлексии? Оставлю на подумать .
«Во имя дружбы и свободы» – еще один образовательный формат, в который погружались стажеры. Спектакль, созданный совместно со школьниками: они – соавторы сценария, они же – актеры. Ребята проживают на сцене судьбы декабристов, для которых сама эпоха подготовила разрыв гражданской идентичности. А для юных актеров разве нет? Талант Ирины Альбертовны Власовой, руководителя театра-студии «Арлекин» в том, что она не дает готовых сценариев, которые проигрывают дети, сценарий всегда пишут они СОвместно. Именно в этот момент, делясь своим читательским опытом, опытом наблюдения прорастает ценностное «зерно» в самих юных актерах, а в момент игры – в зрителях.
Уникальность авторского конструктора Романа Викторовича Селюкова, кандидата педагогических наук, директора ООО «Институт новых технологий развития образования», координатора конкурсных программ проекта «Школа Росатома», эксперта стажировки («Мишлена», как его назвали стажеры-сушефы), смогут оценить те, у кого шаблоны разорваны, кто понимает, почему «богатейший» инструментарий развивающего обучения массовым не стал, кто идет по пути невозможного: технологизировать работу педагога, который был бы готов спроектировать формат, альтернативный «хомячку» и «пылесосу».
Поэтому, сушефы, в первый день, вытянув наугад написанные в записках названия ценностей, начали работу над проектированием образовательного события с помощью конструктора. Конечно, предварительно стажеров погрузили в среду и сделали презентацию конструктора событий, и показали события, созданные педагогами Школы №64 города Лесного.
По первому дню педагогической молекулярной кухни рефлексивных заметок сушефов было немного, возможно, как написала на своей страничке в социальной сети Наталья Неверова (г. Димитровград), был «взрыв и ничего непонятно»!
А мне, как шефу педагогической молекулярной кухни, все понятно. Не готовы пока стажеры к публикации своих мыслей! Мысль пока еще «бродит» внутри. И хорошо, что «бродит». Идея первого дня и состояла в том, чтобы максимально разорвать шаблоны, идентичность, устроить интеллектуальное несоответствие, максимально так, как это было возможно, чтобы вопросы появились, чтобы «растерялись», чтобы иначе посмотрели на происходящее, оценили уникальность  авторского конструктора Романа Викторовича Селюкова.
МЫ ВСЕ, КАК МАРУСИ, ИЛИ КАК «УБИТЬ» ХЕЙТЕРА?
Второй день стажировки (педагогической молекулярной кухни) продолжился разрывом шаблонов (как-то не насытились сушефы): привычно (сценарно) ожидали «меню» второго дня стажировки в сообществе социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/event224800233), а его не было: «Добудь, и будет тебе счастье»!
«Педагогическая клоша», которая поддерживает горяченьким то само меню второго дня стажировки, сработала. Перед сушефами «пачка с хрупкими спагетти» – сложный маршрут из ленты, который не только придумал, но и воплотил на полу кампуса (открытого образовательного пространства) пятиклассник Школы №64. И где-то в конце маршрута клоша, к которой нужно «доставить спагетти», но при этом в презентабельном виде, чтобы не разорвалась ни одна «макаронина». Хаос общий, никакого движения к цели, очередная трудность, скепсис, разочарование, изумление – многое читалось на лицах сушефов. Но случилось то, чего никто не ожидал. Лилия Данилова из Заречного Пензенской области взяла сложную работу по организации маршрута к клоше на себя: «Шаг! Шаг! Шаг! Давайте! Шаг! Еще! Шаг! Вы невероятно профессиональны! Нет равных вам в перевозке «макарон»! И 26 сушефов шли, доверяясь спонтанно рожденному и проявленному лидеру, проживая сложный маршрут «Взаимопомощь». И вот оно счастье – горячее, цветное, «вкусное», такое, ради которого идёшь «на всё» и «не смотря ни на что».
«Люди из шкафа» – это специально придуманные для стажировки стратегические коммуникационные дуэли (Как это все придумалось? «Ответь хейтеру» или «Достойный выстрел», – это формат, который родился на финале конкурса учителей проекта «Школа Росатома».) В стратегические дуэли во второй день стажировки были втянуты не только десятиклассники, но и сушефы (и как участники, и как секунданты). Правила дуэли обозначены: «стреляем» мгновенно,  не отвечаем на вопрос вопросом, «относимся к другому так, как хотели бы, чтобы относились к вам». И вот он эффект неожиданности перед самой дуэлью: участникам команд выпала роль хейтеров, а роль ответчика на выпады хейтеров была отведена голосовому помощнику Марусе. Как мастерски Маруся «стреляла» в ответ на серьезные оскорбления хейтеров-участников, как обескураживала своими деликатными репликами и даже, на взгляд «оскорбителей спокойствия», перебивала «хейт»!
Из дневника Анастасии Шустровой (г. Сосновый бор): «Ты чего, женщина?» –  первая реакция, которая стала самой яркой за всю игру. Реакция не на оскорбление, а на то, что Искусственный Интеллект «перебил» хейт».
А дальше стажеров и старшеклассников ждала уже настоящая дуэль: участники «все, как Маруси» против 100 хейтерских текстов на экране, который озвучивает (хотя язык не поворачивается) шеф-повар стажировки. Идет дуэль, и уже слышны реплики секундантов – сушефов: «Убит, убит, убит». В какой-то момент и они не удерживали позицию, забывали о правилах, как и «убитые Маруси»: всё было приковано к текстам, «выстрелам», поединку. Рефлексия по итогам события самая разная, как и переживания участников и наблюдателей.
Татьяна Лекомцева (г. Трехгорный): «Вечный вопрос как ответить на хейт в сети и только. Коммуникационные дуэли «Люди из шкафа»: необычно, сложно, но обязательно попробую провести в школе, когда вернусь со стажировки».
Ирина Туряева (г. Саров): «Зацепил сам формат! Неожиданным оказалось то, что ребята попадали впросак, несмотря на то, что тема для них повседневная и очень часто в социальных сетях они сталкиваются с хейтом».
Для самих десятиклассников фабула с дуэлями была непростой.
Илья Б.: «Роль нападающего хейтера мне близка, я знаю, как унизить, но трудно было ответить на хейт. Никогда моему непоколебимому эго не делали так больно… Задумался».
Переживается формат, у кого-то пережевывается. Кажется, стажеры уже в волнении. И это состояние еще усиливается перед форматом «Шефский стол», когда команды сушефов представляют свои рецепты автору конструктора Роману Викторовичу Селюкову в режиме онлайн. Есть трудности с прорисовкой «вызова», «вызывателями», формулировками проблемы. Трудности и дефициты так сложно принять, потому что все это проходит публично, опасная проба перед «Мишленом» – очередной разрыв. После по-разному переживаемого «Шефского стола» – долгая пауза, разочарование, сомнение… Где-то в сложной паузе рождаются запросы, оформленные в рефлексии второго дня: «Нам бы побольше «Мишлена», «Как все сложно», «Ищем вызов». Одновременно разряжают обстановку реплики, становящиеся мемами: «Мы, как Маруси», «Веселый конструктор Романа Викторовича»…
Пробы сушефов на самих сушефах.
Проживание ценности «Служение Отечеству» начинается с задания: «Напишите на листах то, чем вы по-настоящему гордитесь, можете сказать, что это настоящий поступок». Сушефы пишут, пишет и «дьяволенок», который противится шаблону,  «пылесосу» и очень не хочет быть «хомячком», которому уготована судьба «втянуться».
Конечно, сценарно и ожидаемо то, что напишут сушефы: «Спас, помог, «вытащил из горящего дома»… И вот она записка от «дьяволенка» (роль сыграл шеф-повар стажировки): «Убил кошку». От ответа онемели все. И что делать? С кухни не выгонишь, точно не сработает прием «Смотри, как другие пишут! А ты!??». И в это самый момент хода не по сценарию у сушефов из Удомли, Новоуральска и Зеленогорска рождается ход коммуникационный. А что, если выясняется, что «кошка долго болела и мучилась, ребенок ухаживал за ней в течение долгих месяцев и не в силах видеть, как страдает животное, которое кормил с пипетки, помог уйти животному из жизни». Вот он вызов, который рождается «здесь» и «сейчас», уходит ценность «Служение Отечеству», прорастает другая ценность. Какая? Сушефы точно понимают. Возьмут ли это в пробу третьего дня? Решатся ли?
Видя, что участники педагогической молекулярной кухни держатся за сценарии, ищут «вызовы» и «вызывателей», решилась привести их в настоящий ресторан, где любой рецепт выверен до совершенства, дай волю фантазии и французская закуска «Террин» развалится в руках сушефов, так и не побывав в печи. «Все строго по рецепту»,- говорит шеф-повар ресторана Яна Васильевна, помогает сушефам, чтобы колбаски были одинаковые и по форме, и по вкусу. Приятное послевкусие второго сложного, но атмосферного дня.
А шеф-повар педагогической молекулярной кухни в раздумьях: кто-нибудь из сушефов уловил разницу между реальным рестораном, где все выверено до грамма, и высокой педагогической кухней, где если про «прожить», «прорастить», тогда, хотя и технологическая обработка конструктором, но не по сценарию и граммовкам? Поняли, что на педагогической кухне требуется мастерство иного плана?
Юлия Мещанникова (г. Заречный Свердловской области) уже в ночи: «Второй день был насыщенным, сложным, но продуктивным. Я почти переварила конструктор Р.В. Селюкова. Пока тяжелы для «переваривания» «ВЫЗОВ» и «ВЫЗЫВАТЕЛЬ». Видимо, слишком «остро». Попробовала бы еще «практических» событий, ведь даже зная «рецепт» наизусть и, понимая, что получится на выходе – результат всегда неопределенный: получится – не получится, вкусно – не вкусно, пресно или с «перчинкой». Нужно пробовать! Этим и буду заниматься дальше.»
ЧТОБЫ ДЕТИ НАЧАЛИ ЕСТЬ БРОККОЛИ, НЕОБХОДИМО КРАСИВО ИХ ПОДАВАТЬ.
Заявляясь на высокую педагогическую кухню, понимала, что в нашем педагогическом ресторане не обычную яичницу подают, а молекулярную. А для этого необходимо всего ничего – сделать альгинатную ванну, смешать 200 мл сливок и 7 г каппа каррагинана, 80 г фруктового пюре и 2 г лактата кальция до однородной массы, поместить все в ванну, не касаясь ложкой жидкости.
Да-да, все это и не только предстоит сделать сушефам (зачеркнуто) … шефам нашего педагогического ресторана в третий день, а шеф стажировки «умывает руки», снимает оранжевый фартук. Сегодня место на кухне – главным ее героям, стажерам. А шефу время присоединиться к посетителям «ресторана» и «вкушать» блюда, приготовленные двадцатью шестью шефами. Но при этом слишком высока репутация заведения, составляющее реноме которого – авторский конструктор Романа Викторовича Селюкова, слишком искушенные посетители ресторана – школьники.
«Перекресток», «Аукцион мечты», «Суд над блогером и музыкантом Шарлотом», «Кто я?» – все четыре блюда с волнением представили наши шефы стажировки в третий день. После опасной пробы без обсуждения, индивидуально они занимаются экспертизой того, что случилось или не случилось, на цифровой доске появляются «самооценки».
Ольга Черкасова (г. Зеленогорск): «Носитель – отозвался детям, вызвал реакцию. Формат… А был ли формат? Вызов случился у педагогов, а у детей? Случился ли? Но судя по их рефлексии, эмоциям, неприятию противоположности «зерна», мы оказались на верном пути. Фрукт – чувства и эмоции – проявился. В ситуации противоречия оказались не все дети. Вызыватель – личная история взрослого. Значима ли она для детей? Надо всё обдумать и проанализировать, необходимо время».
Екатерина Медведева (г. Лесной): «Событие по конструктору Р.В. Селюкова по принятию ценности «Высокие нравственные идеалы» не получилось, на мой взгляд».
БЛМ: «Работать с конструктором было интересно! Самым интересным моментом события был разрыв, когда дети приняли решение, изменить свою точку зрения и перейти в другую позицию».
Вдох – выдох! Все случилось. Что скажет шеф-повар педагогической молекулярной кухни? Воздержалась от экспертизы, решила показать дефициты собственного продукта – стратегических коммуникационных дуэлей, где нужно еще докручивать рефлексивный формат, чтобы индивидуальное превратилось в лично значимое, а коллективное – в нормы поведения. Это как с брокколи, чтобы «дети научились их есть, нужно красиво подать» (из рефлексии команды «СОЛИТ»).
Педагогическая молекулярная кухня завершилась не для всех. В сетевом сообществе социальной сети появляются тексты:
Ольга Кузеванова (г. Усолье-Сибирское): «Время бежит неумолимо. Кажется, ещё вчера «сушеф», а сегодня уже «шеф-повар». За столь короткий промежуток времени мы прожили маленькую, но вкусную, наполненную креативными ароматами и эмоционально приправленную, вдохновляющую жизнь. Пожалуй, я бы сравнила нашу педагогическую молекулярную кухню с подходами к формированию меню. Составление меню (разработка образовательного события) – одна из самых трудных задач, стоящих перед сушефами (наша группа «ТЮКО»). В самом деле, приходится учитывать всё: имеющиеся в наличии продукты («вызов» и «вызыватель», «проблема»), фирменное блюдо, составляющее реноме заведения (авторский конструктор Р.В. Селюкова), необходимость учитывать вкусы посетителей (ребят). Незыблемым остается единственное правило: ни одно блюдо не должно «выйти в свет», пока шеф-повар не будет в нем совершенно уверен. И огромное количество часов уходит на попытки создать новое кулинарное произведение (образовательное событие), достойное занять место в меню Педагогической Молекулярной Кухни»!
В завершении принято говорить о результатах и эффектах. Думается, что стажировка, на которой рождаются мемы, фотокорреспонденты и настоящие селфисты, стихи и проза, лед и пламень, креативные команды, а еще ходы «надо думать», не может «пройти мимо». В этом переполохе не утихших страстей истина за ребенком, который наблюдал и наблюдал:
Виктория Крупенко, корреспондент медиастудии «Формат 64»:  «…А как они готовят с детьми! Смех, веселье, рассыпанные ингредиенты и счастье в глазах. Вместе старались сделать икру, спагетти и чипсы. И в этом процессе – не только кулинарное мастерство, но и умение общаться, находить общий язык, делиться радостью. Смотрю я на них, и думаю: вот оно, настоящее взросление. Не просто годы идут, а человек меняется, растет, становится лучше. И стажировка – как раз тот самый трамплин, который помогает взлететь».
Лично для меня – это была сложная история, которая началась в московском декабре 2023 года, когда уважаемые мною эксперты, руководители проекта «Школа Росатома»: Наталья Валерьевна Шурочкова, Роман Викторович Селюков, Иван Николаевич Трифонов, Лариса Викторовна Селюкова, Юлия Александровна Василкова, не просто доверили самое сложное – провести событийную стажировку, а организационно, финансово, содержательно, вдохновенно помогали, были рядом. Как были всегда в эти долгие месяцы рядом в подготовке и проведении профессионального события – сообщество любимого Лесного, его администрация, команда МКУ «Управление образования» во главе с Алексеем Павловичем Парамоновым, Инной Валерьевной Левиной, коллективом Школы №64 во главе с Ириной Викторовной Гавриловой,  семьи школьников, дети.
Стажировка о высокой педагогической молекулярной кухне – это про людей и города, про настоящих людей, которые любят свое дело, свой город, край, страну, которые своей энергией, профессионализмом и творчеством сеют зерна добра и счастья!
Ирина Зырянова, ведущая стажировки, заместитель директора, учитель русского языка и литературы.

 

 

 

Оставить комментарий