• 624203, Свердловская область, город Лесной, улица Дзержинского, 1А
  • (34342) 4-01-03
  • ПН-ПТ: 08.00-18.00; СБ: 08.00-14.00

Все о сетевом дата – хакатоне “Union” проекта “Школа Росатома”

…Задача состоит в том, чтобы ребята прошли путь от идеи до воплощения.Умение проходить этот путь – самое ценное…
Александр Адамский

 В сети атомклассов проекта «Школа Росатома» завершился сетевой хакатон «Union» по дата – журналистике.
Для участия в сетевом образовательном событии приглашались детские команды в составе трех человек с 14 до17 лет и взрослые команды (наставники, учителя, родители) в том же составе, увлеченные дизайном, информатикой, копирайтингом, журналистикой, открыванием новых сфер деятельности.
Дата-журналистика — это направление в журналистике, в основе которого лежит комплексная работа с данными. Методы сбора, обработки и анализа данных, технологии визуализации и интерактивного сторителлинга.
Идея сетевого дата – хакатона – включение всех участников в игру – соревнование на равных, без возраста и статусных привилегий. Все находятся в одинаковой ситуации: перед ними незнаемая область, овладеть которой можно совместно в сетевых командах.
Поэтому предпрофессиональные пробы детских и взрослых команд в сетевом дата – хакатоне «Union» как новой форме соорганизации детско-взрослого сообщества в цифровой среде были организованы максимально безопасно. В оценке деятельности команд принцип рефлексии, зеркальности был весомее принципа внешней оценки предметных навыков.
Сетевой дата – хакатон проходил с 11 по 25 октября 2021 года. Проводился по инициативе МБОУСОШ № 64, г. Лесной, Свердловская область.
На этапе регистрации на сетевое образовательное событие заявилось 105 участников (35 детских и взрослых команд):
– г. Лесной (МБОУ СОШ № 73, МБОУ СОШ № 74, МАОУ «Лицей», МБОУ СОШ № 64, МБУДО ЦДТ);
– г. Трехгорный, МБОУ СОШ № 109;
– г. Зеленогорск, МБОУ «Лицей №174»;
– г. Озерск, МБОУ СОШ №32;
– г. Ангарск, МАОУ «Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля»;
– г. Тверь, МОУ СОШ № 50;
– г. Саров, МБОУ Гимназия 2;
– г. Заречный ЗАТО, МАОУ Гимназия 216 «Дидакт»;
– г. Сосновый Бор, МБОУ «СОШ №1»;
– г. Димитровград, МБОУ МПЛ;
– г. Балаково, МАОУ Лицей №1;
– г. Заречный СО, МАОУ СОШ №3;
– г. Новоуральск, МАОУ «Лицей № 58».
Сетевой дата – хакатон проходил в три этапа: подготовительный, отборочный и финальный.
Задумывая событие как образовательную практику для детей и взрослых, организаторы рассматривали его как педагогическую практику для наставников детских и лидеров взрослых команд с целью разворота педагогической позиции от внешней оценки к развивающей, формирования рефлексивных умений, способности модерации и фасилитации деятельности.
  На подготовительном этапе для детских и взрослых команд было предложено задание, которое позволило в кратчайшие сроки освоить программы: Microsoft Excel, datastudio.google, StoryBird. Задание заключалось в создании цифрового портрета участников дата – хакатона. В его основе – данные, которые позволяют анализировать, с какими событиями связаны образовательные успехи человека, его приобретенные способности, качества, благодаря которым он освоил ту или иную деятельность.
Продуктами деятельности детских и взрослых команд стали дашборды с диаграммами, цифровые карты, рефлексивные дата – истории.
Наставники детских и лидеры взрослых команд на содержании задания подготовительного этапа осуществили пробу по моделированию карты, включающей критерии и показатели оценки деятельности команд.
Продуктами взрослой пробы стали карты оценки деятельности команд.
На отборочном этапе организаторы дата – хакатона предложили участникам осуществить пробу на умение провести качественное дата – расследование: определить гипотезы, найти и проанализировать данные из большого количества источников, их визуализировать и создать краткие дата – истории. Команды – участники могли выбрать тему расследования из предложенных организаторами: «Какие самые популярные имена финалистов конкурсной программы проекта «Школа Росатома» 2021 года?»; «В чем сила, брат, нашего сетевого сообщества «Union»?». Заданиям были присвоены баллы.
Рефлексивные дата – истории участников сетевого хакатона показали, что в выборе задания на первом месте стоял интерес к его содержанию и анализу данных, а затем – баллы.
Продуктами деятельности детских и взрослых команд стали дашборды с диаграммами, цифровые карты, сайты на платформе Tilda и рефлексивные дата – истории.
Продуктами взрослой пробы наставников и лидеров команд – карты оценки индивидуального продвижения участников.
Завершением отборочного этапа стала рефлексивная сессия «Себя как в зеркале я вижу», на которую организаторы сетевого дата – хакатона пригласили Петряеву Елену Юрьевну, внешнего эксперта события, к.п.н., директора центра аналитических исследований и моделирования в образовании (г. Москва). Ее выступление «Как данные меняют мир? Данные дружелюбны», кейсы, которые разбирали участники, стали зеркалом на деятельность команд, открыли иной фокус работы с данными.
На финальном этапе, объединившись рандомно в два концерна, взрослые и детские команды решали задачу от руководителей проекта «Школа Росатома».
Селюков Роман Викторович, внешний эксперт события, к.п.н., первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (г. Москва): «В рамках проекта «Школа Росатома» ведется рейтингование городов -участников, позиционирующих события и его результаты. Рейтингование направлено на выявление и поддержку команд, обеспечивающих несколько условий, например, открытость проекта «Школа Росатома»; расширение пространства социального действия событий и их результатов. Покажите, как через анализ больших данных и их визуализацию вы обеспечите выполнение названных условий».
Большой массив данных собран за всю десятилетнюю историю проекта. Как эти данные проанализировать, обработать, визуализировать, написать историю, чтобы вызвать отклик социума? Это сверхзадача профессии будущего, которая была предложена для решения креативным командам в течение трех дней.
Продуктами сетевых концернов стали дашборды, дата – истории, обращенные в формы инфографики, видео – сторителлинга, опубликованы на официальной странице сетевого сообщества фейсбук «Атомклассы проекта «Школа Росатома» и на личных социальных страницах участников.
Итоговые результаты сетевого хакатона «Union» по дата – журналистике
Команда – победитель:
 – Арсеньев Александр, Шондин Ростислав, Маслов Денис (г. Трехгорный, МБОУ СОШ № 109);
– Холкин Андрей, Ластикова Дарья, Калабина Ирина Юрьевна (г. Лесной, МБОУ СОШ № 73);
– Свиркина Елена, Голубева Алина, Воронкова Ксения (г. Сосновый Бор, МБОУ “СОШ №1”)
Индивидуальные победители (дети):
Арсеньев Александр Маслов Денис (г. Трехгорный, МБОУ СОШ № 109);
– Юдин Дмитрий (г. Лесной, МБОУ СОШ № 64);
– Осеева Елизавета (г. Балаково, МАОУ Лицей №1);
– Свиркина Елена (г. Сосновый Бор, МБОУ “СОШ №1”)
Индивидуальные победители (взрослые):
Зайцева Алена Владимировна (г. Трехгорный, МБОУ СОШ № 109);
– Калабина Ирина Юрьевна (г. Лесной, МБОУ СОШ № 73);
– Кочеткова Ольга Валентиновна (г. Балаково, МАОУ Лицей №1);
– Буторина Екатерина Дмитриевна (г. Лесной, МБОУ СОШ № 74).
Команда – финалистов (дети):
– Шилова Арина, Чупраков Кирилл, Юдин Дмитрий (г. Лесной, МБОУ СОШ № 64);
– Осеева Елизавета, Турункина Елизавета, Фёдоров Арсений (г. Балаково, МАОУ Лицей №1).
Команда – финалистов (взрослые):
– Скрябина Светлана Вячеславовна, Калабанова Ирина Михайловна, Буторина Екатерина Дмитриевна (г. Лесной, МБОУ СОШ № 74);
– Лопатина Татьяна Александровна, Кокорина Екатерина Юрьевна, Вылегжанина Валентина Владимировна (г. Лесной, МБОУ СОШ № 64).
Осеева Елизавета, Балаково
«Как оказалось, написать одну рефлексивную историю от концерна сложнее, так как необходимо получить ответы всех участников команды.
… Наши учителя, они невероятные! Для эффективного управления они стараются быть как можно активнее и изобретательнее. Они тактичны, открыты и готовы выслушать различные точки зрения на поставленную проблему, поддержать любую идею, помочь выбрать направление движения к достижению поставленной цели. Мы очень благодарны им за это. За все их старания, веру в нас, мы им говорим им СПАСИБО!
Нельзя сказать, что всё даётся легко и просто, но мы не сдаемся, стараемся. Одно сложное задание разбиваем на простые, поскольку с простыми заданиями работается гораздо проще и увлекательнее, так как возникают новые мысли и, конечно же, хорошее настроение…
Наставники и команды взрослых отвечают за главное – мотивируют нас выполнять задания, ведь порой этого так не хочется делать. Они дают нам стимул двигаться вперёд, помогают придумывать новые идеи и реализовывать эти замыслы. Мы стараемся выполнить все задуманное для продвижения в нужном направлении и получения лучшего результата. Спасибо дата – хакатону за это!».
Свиркина Елена, Сосновый Бор
«Сетевое сообщество «Union» предоставило многочисленные задания, которые сплотили нас. Наведение мостов началось автоматически, сразу после вступления в этот конкурс. Изначально мы были соперниками, потом союзниками, а теперь мы полноценная дружная команда! Трудности действительно сближают людей. Задания были сложными, порой было совсем непонятно, чего хотят организаторы. Частенько мы забредали в тупик этого большого разноуровневого лабиринта, и каждый раз находили выход. Удивительно, что команды так быстро сблизились и смогли завершить все в срок.
Дата-журналистика оказалась очень увлекательной. За такой небольшой промежуток времени мы очень много узнали, многого достигли. Самое обидное – катастрофическая нехватка времени. Участие было очень продуктивным, но изнуряющим.
К большому удивлению, мы не только познакомились с дата-журналистикой, но и больше узнали о проекте «Школа Росатома». Это прекрасный, удивительный и действительно полезный проект! Он включает в себя невообразимое множество знаний и возможностей. Как говорится – на вкус и цвет. Мы провели небольшое исследование, проанализировали, применили новые навыки, нашли данные и создали статистику, показывающую развитие проекта «Школа Росатома».
При изучении статистики понимаешь, что проект набирает обороты, а значит, у него есть будущее, и людям это действительно интересно. А если есть спрос, то будет предложение! Остается пожелать «Школе Росатома» все самого наилучшего и новых свершений…».

Эффекты сетевого инженерного хакатона:
1.Сложилось детско-взрослое сообщество, для которых вызов стал интересным и трудным испытанием, из которого дети и взрослые вышли иными: не боящимися признать трудности, не стесняющимися быть немОгущими в решении сложной задачи, признающими свои дефициты и ищущими множество вариантов решения, искренне признающими лидерство за другими и готовые продолжить развитие.
2.Появилось множество детско-взрослых инициатив благодаря возможности договориться, распределить обязанности и ответственно (не смотря на наличие интернета и отсутствие времени, наличие или отсутствие опыта) выполнить единое задание.
3.Сложилась сетевая команда детей и взрослых из разных городов и территорий, которая понимает, что в освоении незнаемой области совместно ценно пройти путь от идеи до воплощения в работе с данными – с цифровым следом, потому что это расширяет возможности для каждого человека по реализации персональных траекторий развития.
По результатам проведения сетевого дата – хакатона сформированы кейсы, которые представлены на традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика – 2021» в направлении «Цифра» (г. Москва, октябрь, 2021г.).
https://www.youtube.com/watch?v=LRmzOZoXaqg

Основная модерация сетевого дата – хакатона, задания, видео с установочных и рефлексивных сессий, иные материалы.https://vk.com/public207566497

Цифровые следы деятельности детских и взрослых команд на подготовительной и отборочном этапахhttps://ru.padlet.com/flotiliya98/9t7obb22o420ghbm

Карта наставников сетевого дата – хакатона на подготовительной и отборочном этапахhttps://ru.padlet.com/flotiliya98/o10wbm8fb6g954qi

Рефлексивные идеи лидеров взрослых команд на подготовительной и отборочном этапахhttps://ru.padlet.com/flotiliya98/27fboas33yzkkrgi

Рефлексивные истории дата – журналистов в финале сетевого дата – хакатонаhttps://ru.padlet.com/flotiliya98/b8vp52qb6fxiljb9

Спасибо большое всем участникам и экспертам сетевого дата – хакатона «Union», команде организаторов конкурса за продвижение, личные смыслы и ценности, веру, что образование может быть интересным, вызывающим рождение новых совместных решений на грани постижения непостижимого.
Время подбрасывает сложные задачи, которые подводят нас к необходимости постоянно адаптироваться, изменяться, эффективно осваивать новую деятельность и приобретать новые качества.
Поэтому, продолжение следует. До скорых встреч в новом 2022 году!

 

Оставить комментарий