ПОСЛЕВКУСИЕ СТАЖИРОВКИ ПРОЕКТА “ШКОЛА РОСАТОМА” В ШКОЛЕ 64
С 12 по 14 апреля 2023 года на базе МБОУ СОШ №64 г. Лесного Свердловской области проходила стажировка по теме «Технология графической фасилитации как способ создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся в учебной деятельности уровня начального общего образования». В ней приняли участие учителя, советники директоров по воспитанию образовательных организаций, руководитель информационно-методического центра системы образования из 11 городов-участников проекта «Школа Росатома»: Балаково, Северск, Заречный ЗАТО Пензенской области, Заречный Свердловской области, Полярные Зори, Удомля, Димитровград, Нововоронеж, Озёрск, Новоуральск, Лесной. Информационной площадкой стажировки – группа в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club218649295).
Целью программы стало освоение стажерами технологии графической фасилитации как способа формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы; самостоятельное овладение стажерами проектирования и модерирования образовательной среды, направленной на ее формирование, совершенствование механизмов становления и развития субъектной позиции участников программы в развитии профессиональной компетентности.
Вся стажировка проходила в цифровой и аналоговой средах, состояла из четырех этапов: нулевой («Разворот»), Dynamic Facilitation («Динамическая фасилитация»), Open Space («Открытое пространство»), Appreciative Inquiry Summit («Саммит позитивных перемен»).
Нулевой этап
На нулевом этапе программы была создана группа в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club218649295) для организации взаимодействия стажеров. Задавались различные ситуации развития функциональной грамотности с возможностью для действования (проб) и рефлексии.
Ситуация 1. Стажерам предлагалось рассказать о своих детских увлечениях, которые, возможно, «перекочевали» во взрослую жизнь, трансформировались во что-то более глубокое или ушли совсем.
Участники программы активно включились в процесс, писали тексты, иллюстрируя их фото из личного архива.
Смодерированная ситуация сработала не только на раскрытие интересов участников программы, но и на командообразование, коммуникацию.
Ситуация 2. стала своеобразным вызовом для стажеров. Рассказать о шалостях и безобразия, которые им удалось соорганизовать или участвовать, решились немногие. Благодаря историям и их рефлексии удалось «закинуть» в процесс обучения профессиональные термины: «опасная и безопасная пробы», раскрыть структуру деятельности, обозначить содержательные установки программы.
Ситуация 3. Стажерам предлагалось ответить на три вопроса: Как шалят современные дети? На чем строятся их «шалости»? Какие действия со стороны взрослых предпринять, чтобы перевести «шалость» в плоскость инициативы?
В своих профессиональных описаниях о переводе «шалостей» в инициативу стажеры фиксировали, что стараются детские «шалости» поддерживать, пробуют переводить их в плоскость образовательных форм: квесты, игры, виртуальные бродилки и т.д., но затрудняются зафиксировать, каким СОДЕРЖАНИЕМ наполняются формы.
Ситуация была смодерирована, с одной стороны, для пробы стажеров экспертной позиции и перевода содержания программы в профессиональную плоскость. С другой стороны, для презентации их опыта по формированию функциональной грамотности, оценки возможностей стажеров по переводу знаньевой составляющей в плоскость сквозных результатов: самостоятельность, инициатива, ответственность.
Ситуация 4. с одной стороны, обращала участников программы стажировки к экспертному обобщению нулевого этапа и фиксации маркеров, позволяющих обнаружить следы формирования функциональной грамотности взрослых. С другой, раскрывала условия, при которых функциональная грамотность развивается.
Таким образом, во время нулевого этапа отслеживалась не только активность стажеров, но и основания, на которые они опираются в рефлексии ситуаций развития, готовность к самостоятельным инициативным действиям.
Нулевой этап был необходим, чтобы ближе познакомиться друг с другом, обратиться к жизненному опыту; чтобы опробовать позиций (наблюдатель, эксперт); создать набор кейсов для моделирования среды по формированию функциональной грамотности стажеров; ситуации – провокации «вызвали» на самостоятельность, на обнаружение трудностей.
Модерация и фасилитация деятельности команды участников на нулевом этапе содержательно подготовила их к первому очному такту стажировки, в которой стажеры находились в экспертной позиции.
Первый день
Любая стажировка в рамках проекта “Школа Росатома” – это обучение взрослых во взаимодействии с детьми в образовательной среде (Е.С. Непомнящая, эксперт проекта “Школа Росатома”), но в то же время, СТАЖИРОВКА выстроена в деятельностном формате (от мотивов до целеполагания, от целеполагания до моделирования или проектирования, затем пробы и оценки того, что опробовалось).
Именно поэтому нетворкинг «Педагогическая разморозка» начался с детского задания на командообразование участников программы. На протяжение всего дня дети были не только в позиции “ученик”, но и стали настоящими «мастерами», организуя для педагогов различные форматы обучения.
Фасилитационная сессия «Образовательный челлендж» обратила участников программы к дистанционному этапу. Отвечая на вопрос: «В чем замысел нулевого этапа?» – стажеры отрефлексировали собственный опыт погружения в содержание обучения и спроектировали некоторые основания для оценки среды, в которой формируется функциональная грамотность. Фасилитационная сессия продолжилась на учебных занятиях по математике (педагог – Комарова С.Н.), русскому языку (педагог – Кокорина Е.Ю.), занятиях интегрированного курса ОРКСЭ (педагог – Квасова Е.А.), профориентационного погружения учащихся начальной школы (педагог – Казакова О.А.).
Рефлексивная сессия в форме «The World Café» помогла определиться с собственными дефицитами участников стажировки. Ими были соотнесены потребности и возможности с ресурсами, выбором модулей программы, форм самоорганизации и взаимодействия. Собран индивидуальный маршрут стажера.
Усилило деятельность участников фасилитационная сессия «Трансформация: выход за рамки». Её провел эксперт Селюков Роман Викторович, к.п.н., директор «Института новых технологий развития образования».
Первый день стажировки был выстроен на переносе способов действования: анализу подвергались эффективность и проблемы организации деятельности обучающихся и педагогов в МБОУ СОШ № 64 по проектированию, реализации и рефлексии среды для формирования и развития функциональной грамотности, а также вскрывались профессиональные дефициты стажеров, обеспечивались некоторые профессиональные разрывы.
Усиливало ситуации развития «Недомашние незадания» в цифровой среде стажировки.
Продуктом деятельности стажёров в первый день стала модель образовательной среды, в которой графическая фасилитация выступает способом формирования функциональной грамотности; модель листа предложений для локальных проб стажёров на втором дне стажировки.
Второй день
Второй день стажировки начался с «удивления», который подготовили семиклассницы школы №64. На первый взгляд, «шалость» детей, но она обернулась серьезной зарядкой для «мозга» перед насыщенным форматами и рефлексией второго дня погружения в технологию графической фасилитации.
На фасилитационной сессии ««Поиск золота: от практики к экспертизе» стажеры разбирались с вопросами: какие грамотности формируются у школьников 2-5 классов в цифровой среде и как работают все три ее компонента на их формирование? Усилило развитие стажеров проектирование общего листа экспертизы, основанной на моделировании знаковой системы компонентов функциональной грамотности, включающей различные типы графических решений.
В формате «Open Space» стажеры стали участниками образовательных событий «Безопасный фейерверк» (педагог: Лужбина Т.А.); «Маршрутами первых» (педагоги: Корепанова О.Р., Коротков В.О.). Наравне с детьми создавали инсталляции и пробовали запускать «безопасные фейерверки», прошли «маршрутами первых» строителей, инженеров, врачей, педагогов и узнали историю города Лесного. Одной из рабочих групп, действительно, пришлось выйти из здания школы, чтобы проложить свой маршрут по заданным координатам и ответить на письмо строителей, найденное в школе 64 во время реконструкции мастерских под открытое образовательное пространство Open Space. Ценно то, что выйдя из стен школы, образование продолжилось в городской среде.
Графическая сессия в форме мастерской по упаковке смыслов провела девятиклассница: Игнатович Виктория, подкинув стажёрам задачку «РАЗГАДАТЬ смысл послания», представленного в несплошном тексте. Затем стажеры реконструировали деятельность учителя по следам данной детской деятельности (той детской задачки, которую решали на предыдущем такте). Свои замыслы участники стажировки представили на аналитической сессии. Её экспертом стала Зырянова Ирина Вячеславовна, заместитель директора школы 64, учитель русского языка и литературы. Именно ее деятельность с детьми по формированию функциональной грамотности «собирали» стажеры. Попали ли они в замысел учителя? Для обратной связи у эксперта было два листа: белый (если стажеры в замысел «попадали») и желтый (если не “попадали”). После экспертизы в своём спиче Зырянова И.В. развернула стажеров на методические приемы конструирования учебных занятий, на понимание того, что в основе «замысливания» деятельности лежат интересы и грамотности, а не продукт, который хотят получить взрослые от детей.
На стратегической сессии, которой предшествовало задание по созданию кейсов для проведения проб в третий день стажировки, эксперт, Роман Викторович Селюков, представил подходы к формированию функциональной грамотности, тем самым усилив внимание стажеров на ценностях развивающего обучения, недирективных формах взаимодействия педагога с детьми, поддержки их самостоятельности.
Рефлексивная сессия «Как совместить несовместимое?» была направлена на то, чтобы стажеры посмотрели сквозь «очки» на собственное продвижение в программе стажировки, обозначили свои дефициты и способы их минимизации.
В качестве недомашнего незадания, которое было «вброшено» в цифровой среде стажировки, участникам программы предлагалось самостоятельно разработать экспертный лист для оценки проб своих коллег, чтобы разработанные критерии носили не оценочный, а развивающий характер для разработчиков критериев и участников стажировки.
Продукты деятельности стажеров: скорректированные модели образовательной среды стажерами, кейсы – задачи для формирования функциональной грамотности, скорректированные маршруты индивидуального развития.
Третий день
Третий день – финишная прямая стажировки, “точка” для дальнейшего роста. Не случайно в программе он назывался «Саммит позитивных перемен».
Он начался с задания «Какой чудесный день», ориентированного на командообразование, на «чувство» собственной ответственности и уверенности в помощи и поддержке каждого участника рабочей группы.
Образовательная сессия «Мечта – модель – маршрут» прошла в три этапа:
– корректировка развивающего экспертного листа стажеров;
– активная подготовка участников программы к профессиональным пробам;
– экспертный взгляд «Про жизнь или ее имитацию» на стажёрские пробы с точки зрения формирования функциональной грамотности с приглашением внешних спикеров: директора МБОУ ДОД ЦДТ Кадциной Т.А.; депутата городской Думы ГО «Город Лесной», директора центра патриотического воспитания детей и молодежи, руководителя военно-патриотического клуба «Грифон» Чусовлянкина И.С.; заместителя директора МАОУ «Лицей» Царёвой О.Б., методиста МБОУ ДОД ЦДТ Демидовой И.С.
На фасилитационной сессии «Есть идея!» стажёрам была предложена модель стажировки, где графическая фасилитация выступает способом формирования функциональной грамотности, а также даны ценные советы от эксперта Селюкова Романа Викторовича для участия стажеров в Конкурсных мероприятиях проекта «Школа Росатома» в новой учебному году.
Рефлексивная сессия “В это же время в том же месте в следующем году…» ориентировала стажеров на то, что по завершении стажировки они не только имеют представление об объекте деятельности, но и могут соотносить его с выбором средств деятельности.
Тёплые слова в адрес всех участников программы от главы городского округа “Город Лесной” Черепанова Сергея Евгеньевича, начальника управления образования Парамонова Алексея Павловича и муниципального координатора проекта “Школа Росатома”, директора ИМЦ Левиной Инны Валерьевны, – произвели на стажеров очень неизгладимые впечатления. Они увидели сплочённую работу настоящей КОМАНДЫ: администрации города, управления образования, школы 64, всего профессионального сообщества Лесного.
Постажировочная рефлексия показала не только понимание стажерами направления своего дальнейшего профессионального развития, но и осуществление проб изменения образовательной среды с учетом подходов к формированию функциональной грамотности.
Проектирование и модерирование стажировочной программы являлось и для меня ситуацией разрыва, возможностью пробы. Рефлексия собственного действования по проектированию и модерированию образовательной среды, анализ результатов и эффектов, позволили выявить проблемы, определить собственные дефициты, наметить траекторию дальнейшего профессионального развития.
Таким образом, стажеры освоили:
– моделирование условий и механизмов формирования функциональной грамотности;
– формы и способы самостоятельного проектирования образовательной многокомпонентной среды;
– способ самостоятельного построения траектории собственного профессионального развития;
– способ проектирования и модерирования образовательной среды, обеспечивающей формирование и развитие функциональной грамотности;
– получили опыт проектирования ситуаций рефлексии и проб движения по собственному образовательному маршруту в различных образовательных форматах в урочном и внеурочном пространствах, освоили инструменты модерирования и фасилитации.
Спасибо стажерам за встречу с опытом, взглядом, мнением, переживанием! Я желаю Вам удачи на пути личного и профессионального самоопределения и смыслообразования, интересных профессиональных открытий и побед!
Чтобы иметь будущее, надо быть готовым сделать что-то новое сегодня!
С уважением, Казакова Оксана Анатольевна
Ссылки на фото
Ссылка на видео https://cloud.mail.ru/public/empN/Hq4uCGuoY
https://cloud.mail.ru/public/empN/Hq4uCGuoY